Ильинский Игорь Александрович (1925 - 1989) - заслуженный художник РСФСР, член Союза советских художников.
Увлечение рисованием началось в раннем детстве.
В 1939 г. Игорю Ильинскому посчастливилось попасть в первый набор только что организовавшейся Московской средней художественной школы. Под руководством опытных мастеров художников одаренные дети изучали историю живописи, в мастерских кропотливо работали над композицией и рисунком.
В 1944 году он окончил школу и в том же году был принят на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии и готовился быть художником-декоратором. Занятия во ВГИКе у известных художников Ф. С. Богородского, Ю. И. Пименова, режиссера С. Юткевича (1945-1951 гг.) способствовали развитию многих природных его склонностей. Еще будучи студентом, в 1947 году И. А. Ильинский был приглашен ассистентом художника на кинокартину «Молодая гвардия» , которую снимал С. А. Герасимов на студии имени Горького. Его дипломная работа — эскизы декораций и раскадровка к сценарию по «Рассказам о Дзержинском» Ю. Германа – получила самую высокую оценку. По окончании ВГИКа художником кино он не стал. Любовь к книге и книжной иллюстрации, внутренняя и профессиональная подготовленность, влечение к графике, еще до окончания института привели И. А. Ильинского в издательство «Детская литература», где он с 1949 года начал пробовать свои силы и работает как художник-иллюстратор. Встреча с опытными наставниками – народный художник РСФСР Б. А. Дехтеревым и художественным редактором В. В. Пахомовым во многом помогли молодому художнику, оказали значительное влияние на его формирование личности. Молодой художник, профессионально владеющий рисунком, композицией, сразу обратил на себя внимание. Он получает заказ на иллюстрирование ряда произведений Майн Рида в шеститомном собрании сочинений и блестяще справляется с заданием. Его иллюстрации к «Всаднику без головы», «Квартеронке» не раз экспонировались на московских, всесоюзных выставках и за рубежом и поставили его в первые ряды иллюстраторов детской книги. Успех сопутствовал и рисункам к произведениям Ф. Купера («Последний из Могикан», « Прерия» и др.)
В 1952 году И. А. Ильинский принят в члены Союза советских художников.
За время работы в издательстве «Детская литература» он проиллюстрировал немало произведений крупнейших советских писателей А. П. Гайдара, Б. Н. Полевого, Л. А. Кассиля, М. П. Прилежаевой, С. В. Михалкова, З. И. Воскресенской и многих других.
Зрители и критика не раз отмечали, что иллюстрации И.Ильинского производят впечатление своей достоверностью, переносят читателя в романтический мир знаменитых романтистов.
Значительным достижением И.А. Ильинского стали его иллюстрации и оформление к книгам на темы истории античного мира. Здесь, в первую очередь, надо назвать его работы к трем повестям Л.Ф. Воронковой «Сын Зевса», «В глуби веков» и «Герой Саламина», а также к книге «Война с Ганнибалом», построенной на трудах римского историка Тита Ливия. Художник сделал древний быт зримым и наглядным. Его рисунки изящны и целостны в своем восприятии и напоминают по своей манере искусство античной эпохи.
К числу лучших работ И. А. Ильинского на историческую тему принадлежат иллюстрации к роману Майн Рида и Ф. Купера (сделанные для подписных изданий). Приступая к работе над этими иллюстрациями, И. А. Ильинский сам превратился в исследователя, штудировал множество научных трудов. Его рисунки построены на сопоставлении достоверных деталей, слившихся в целостную картину жизни того времени. Для художника каждая «частность» поэтична и познавательна, и он щедро делиться с читателями своими знаниями. Рисунки его выполнены виртуозным живописным штрихом в сочетании со свето-теневыми аккордами.
С начала 80-х художник вдохновенно трудился над «Робинзоном Крузо» Д. Дефо, который вышел в «Детской литературе» 1986 г. В большой серии акварелей он использовал весь накопленный опыт иллюстратора и следуя принципу реалистического повествования, в пластических образах воссоздал романтически яркую жизнь главного героя.
Особенно близки ему были романтические и приключенческие романы Ф. Купера, Р. Стивенсона, Д. Дефо, А. Дюма. В последние месяцы своей жизни он трудился над «Тремя мушкетерами А. Дюма, радуясь тому, что может сделать любимую книгу детства так, как хочет. На его рабочем столе осталась лежать незавершенная работа: А. Дюма «Три мушкетера» для западно-германского издательства Шрайбера.
Наиболее серьезными и значительными являются работы И. А. Ильинского к книгам о Владимире Ильиче Ленине. К решению ленинского образа, его конкретно историческому восприятию художник долго шел. Он начал работать над этой темой, сделав иллюстрации к «Рассказам о Ленине» А. Т. Кононова. Это была первая попытка писателя и художника рассказать детям убедительно и интересно биографию вождя. Позже художник дважды возвращался к этой работе, дополняя темы и переделывая отдельные рисунки. Впервые выйдя в1957 году, книга получила широкое общественное признание и переиздавалась более десяти раз.
Из двадцати шести книг о В. И. Ленине, сделанных И. А. Ильинским в издательстве «Детская литература», следует выделить еще две. Для старшего возраста им проиллюстрирован роман С. А. Дангулова «Тропа». Рисунки к книге, сделанные в контрастной черно-белой манере – в духе плакатов того времени, как бы впитали в себя все напряжение и трудности первых месяцев революции. Выразительно и образно даны портреты соратников вождя и многих деятелей международного рабочего движения, для которых встреча с Лениным, с Советской Россией стали главным в их жизни.
Для маленького читателя И. А. Ильинским сделана книга С. В. Михалкова «О Ленине». Графические листы художника к поэмам Сергея Михалкова не только иллюстрируют текст, но и во многом дополняют его, ведут самостоятельный рассказ, исходя из замысла книги, расширяя представление об эпохе, людях, событиях. Сделанные в цвете, рисунки создают яркую галерею ленинских портретов, начиная от его раннего детства до последних дней в Горках.
Следует отметить и заглавный, фронтисписный рисунок, портрет В. И. Ленина в цвете к книге З. И. Воскресенской «Слово о великом законе» (Детская литература, 1977г.).
И, наконец, последняя большая работа художника на ленинскую тему, насчитывающая более 30 рисунков к книге З. И. Воскресенской «Сквозь ледяную мглу» выполнена в 1982 году. Она вводит читателя в сложный мир событий 1907 года. Образы В. И. Ленина, Н. К. Крупской, А. М. Горьгого выполнены автором с большой глубиной и мастерством.
Рисунки И. А. Ильинского на ленинскую тему обладают такой внутренней значительностью образа, что имеют самостоятельную художественную ценность, их можно было встретить в самых различных изданиях того времени.
Работая над образом В. И. Ленина в детской книге, И. А. Ильинский с 1967 года создает серию станковых графических листов «В. И. Ленин в годы эмиграции». Четыре из них находятся в Центральном музее В. И. Ленина в Москве, два – в Ульяновской галерее. Три листа были показаны на 5-й Республиканской выставке (в Манеже), а позже на 2-й Республиканской выставке «Художники России – детям».
В 1979 году художником выполнены три станковых листа «Ленин в Польше» и портрет «Громада замыслов» (В. И. Ленин в Шушенском). Как и три листа «Ленин и дети», они были приобретены Министерством культуры РСФСР и постоянно экспонировались на передвижных выставках в нашей стране, так и за рубежом.
Ряд работ передан художником в дар Шушенской народной галерее.
И. А. Ильинский занимал одно из ведущих мест среди художников-графиков, отдававших всю силу своего таланта созданию образа Владимира Ильича Ленина.
Многие книги с иллюстрациями И. А. Ильинского, выпущенные издательством «Детская литература», переиздавались в издательствах страны и за рубежом: в Болгарии, Югославии Чехословакии, Румынии, КНР, Франции, Швейцарии, Швеции и других.